Попробуем ответить на вопрос "Кто такой Варлорд?" Варлорд это собирательный образ боевого рыцаря древних времен. Ближе всего по статусу подходят Викинги. Как правило это забитый чувак в спецодежде (броник, кольчуга, шлем, маска, боты и проч.) с оружием (меч, секира, молот, топор, булава (дубовая), копье, лук, арбалет и проч.). Этот чувак может быть как добрым так и злым персонажем, может быть хмурым или веселым. Быть лидером в группе или просто одиночным воином. Одно неизменно он готов к битве! Может обладать зачатками магических умений но в большей степени Варлорд опирается на свою грубую силу мышц, мастерство обращения с оружием и умение вести бой. Варлорд на отдыхе любит петь фолковые песни и пить горячительные напитки (вино, медовуха, пиво) и заедать неизменно мясными блюдами (дичь на вертеле зажаренная на костре) или рыба (осетр, борбуша и проч.). В наше время Вар присутствует в любой уважающей себя игре, а также кино. Типичный Варлорд представлен на картине внизу.
Итак, по заявкам Варлордов постараюсь продолжить. В стародавние времена, когдато еще при царе горохе, когда люди жили на природе в крепостях или замках, дышали свежим воздухом а не выхлопными газами, гуляли по лесу, а не по засранным от бухалова просекам, где нет чистого места, охотились на свежую дичь кабанов, зайцев, тетеревов, жарили их на костре. Вот в те времена человек превращался в Варлорда, он умел тихо подкраться к дичи, метко выстрелить, а также потом нажраться до отвала ( Берсерк-метод до сих пор сохранился: сначала забиваешся как черт потом идешь хавать 1 раз в день но до отвала))). Один из ярких представителей лесных Варов есть и всегда останется всем известный Робин Гуд (что означает Робин Хороший). Герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников. По преданию, действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема и боролся за справедливость — грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. Кстати хочу найти старый по моему то-ли английский или норвежский фильм про Робин Гуда. Если кто найдет скиньте ссылку. не окончено... Хотелось давно прочитать о возникновении рыцарства, для ленивых слил инфу с вики:
Прообразом рыцарей в определённой степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме. Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов
в IV—VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой
меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами
вооружения средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники
(прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов,
первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от
культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев.
Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на
распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой.
У франков, в вооруженных силах которых ещё в VII веке преобладало пешее войско свободных, конницу составляли дружинники короля (антрустионы). Рыцарство проявило себя во Франкском государстве в первую очередь во время нападения арабов,
которые вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами
Иберийского полуострова проникли и в Галлию. В Галлии свободным
крестьянам было не под силу нести конную службу в отдалённых походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (на господ).
Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII в.
для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но,
по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек
мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец (Hintersasse) —
участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало
хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения
становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный
становился вассалом путём коммендации (manibus iunctis se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramentum fidelitas promittitur).
В конце VIII в. присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту; Людовик I и Карл II собирали в поход только конницу.
В Германии министериалы с XI в. составляют особое сословие динстманнов (Dienstmannen),
стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади
свободных рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась
невозможность бросить службу по желанию. Преимущества сословия
министериалов побуждали свободных, а с середины XII в. — даже знатных
добровольно подчиняться сеньорам на правах министериалов. Это повышало
положение класса в общественном мнении. Первое место среди министериалов
принадлежало динстманнам короля и духовных князей (Reichsdienstmannen);
далее шли министериалы светских князей. Прелаты, не равные князьям, и
свободные феодалы-не князья держали если и не динстманнов, то все-таки
несвободных рыцарей, стоявших ниже министериалов. В южной и западной Германии такие milites (eigene Ritter)
встречались даже на службе у тех же динстманнов. В Австрии и Штирии
герцогским динстманнам удалось во второй половине XIII в. сравняться с
местной знатью (они стали Dienstherren); их место, как динстманны,
заняли несвободные рыцари (Eigenmannen). В северной Германии, где
князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины
XII в. стала массами переходить в министериалы. Право появляться в
графском суде и быть шеффенами с середины XIII в. везде признано за
динстманнами. В XIV веке совершенно забыто их несвободное происхождение,
память о котором до XV в. сохранилась для eigene Ritter. В XII в. рыцари свободные и рыцари-министериалы различались как ordo equestris maior et minor.
Переход новых слоев несвободных классов или свободного, но не военного
населения в рыцарство был задержан в середине XII в.; с Гогенштауфенов немецкое рыцарство замыкается в наследственное сословие. Постановление Фридриха I от 1156 г. (Constitutio de расе tenenda)
запрещало крестьянам носить копье и меч; даже купец не смеет
опоясываться мечом, а должен привязывать его к седлу. Эта конституция
вводит и понятие о рыцарском происхождении (Ritterbürtigkeit); miles (всадник) имеет право на поединок, если может доказать своё рыцарское происхождение (quod antiquitus cum parentibus suis natione legitimus miles existat).
По «Саксонскому зерцалу», у истинного рыцаря (von ridderes art) уже
отец и дед должны были быть рыцарями. Другая конституция Фридриха I (Constitutio contra incendiarios, 1187—88 гг.) запрещала сыновьям священников, диаконов и крестьян опоясываться мечом по-рыцарски.
Во Франции знатными людьми считались собственники знатных земель, то есть феодов (fief-terre);
вторым признаком знатности сделалось допущение к посвящению в рыцари.
Хотя простые люди и попадали иногда в рыцари, но преобладающим правилом
было, что в рыцари посвящался владелец лена. Наделённые ленами
министериалы, то есть люди несвободных состояний (sergent fieffé, serviens),
приравнивались к вавассорам, то есть к низшей знати. Пока владение
феодом было главным признаком знатности, горожане и даже крестьяне могли
приобретать её простой покупкой ленов. В конце XIII века покупка феодов незнатными людьми была затруднена тяжёлым побором (droit de franc-fief), но в это время в знать можно было попадать и по пожалованию (lettre d’anoblissement) суверена; право пожалования в знати стало привилегией короля.
В Англии право посвящать в рыцари (knight) рано стало прерогативой короны. Генрих III и Эдуард I
требовали обязательного посвящения в рыцари от любого ленника,
владевшего ежегодным доходом с земли не ниже 20 фунтов. Факт владения
цензом взял верх над происхождением лица.
Влияние церкви на военное сословие шло сначала через присягу на
верность, затем через присягу земскому или Божьему миру, наконец — через
обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении
зрелости. «Верность» включает в себя исполнение христианского долга
служить Богу, соблюдение государева мира по отношению к церквам, вдовам,
сиротам, обязанность блюсти справедливость и т. п. Земский и Божий мир (treuga и pax), скрепляемый присягой, устанавливается государями и соборами. Pax охраняет от насилий все невоенное население — клириков, женщин, купцов, крестьян; treuga ограничивает распри между самими рыцарями.
Уже во времена Тацита
вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания
означало признание его совершеннолетним; оружие вручал кто-либо из
вождей племени, или отец, или родственник юноши. Карл Великий в 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. —
своего 15-летнего сына Карла. Этот германский обычай лег в основание
средневекового посвящения в рыцари, как в члены военного сословия, но
был прикрыт римским термином; возведение в рыцари в средневековых
латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс» (лат. cingulum militare).
Рыцарем долгое время мог быть сделан каждый. Сначала рыцарство давалось, по германской традиции, в 12, 15, 19 лет, но в XIII веке заметно стремление отодвинуть его к совершеннолетию, то есть к 21-му году. Посвящение чаще всего совершалось в праздники Рождества, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы; отсюда вытек обычай «ночной стражи» накануне посвящения (veillée des armes).
Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще всего это делали
родственники посвящаемого; сеньоры, короли и императоры стремились
утвердить это право исключительно за собой.
В XI—XII вв. к германскому обычаю вручения оружия прибавились сначала только обряд подвязывания золотых шпор, облачение кольчуги и каски, ванна перед облачением; colée, то есть удар ладонью по шее, вошёл в употребление позднее. К концу обряда рыцарь вспрыгивал, не касаясь стремени, на лошадь, скакал галопом и ударом копья поражал манекены (quintaine),
утверждённые на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением
оружия к церкви; таким образом стало проникать в обряд христианское
начало.
Под влиянием церкви германский военный обряд становится сначала религиозным, когда церковь только благословляла меч (bénir l’epée,
в XII в.), а затем и прямо литургическим, когда церковь сама опоясывает
рыцаря мечом (ceindre l’epée, в XIII в.). В древних епископских
обрядниках различают Benedictio ensis et armorum (благословение оружия) от Benedictio novi militis (посвящение рыцаря).
Древнейшие следы посвящения рыцаря церковью найдены в римской рукописи
начала XI в., но затем до XIII в. нет следов Benedictio novi militis;
можно думать, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда.
Гербовые наплечники-погоны
ailettes, носившиеся рыцарями до появления настоящих металлических
наплечников, в связи с тем что они, как и тогдашние щиты, были сделаны
из дерева и кожи, носились в основном на турнирах и парадах, в отличие
от настоящих погон служили лишь для ношения гербов
Удар при посвящении в рыцари впервые упоминается в начале XIII века
у Ламберта Ардрского (Lambertus Ardensis), в истории графов де Гинь и
д’Ардре. Алапа проникла и в церковный обряд Benedictio novi militis. По
епископскому обряднику Гильома Дюран, епископ, после обедни, приступает к
благословению меча, который обнаженным лежит на жертвеннике; затем
епископ берет его и влагает в правую руку будущему рыцарю; наконец,
вложив меч в ножны, опоясывает посвященного, со словами: «Accingere gladio tuo super femur etc.» (да будут препоясаны чресла твои мечом); братски целует нового рыцаря и даёт alapa, в виде лёгкого прикосновения рукой; старые рыцари привязывают новому шпоры; все оканчивается вручением знамени.
Рыцарский удар распространялся во Франции с севера. Современники
видели в нём испытание смирения. Для несвободных всадников принятие в
рыцари было равносильно освобождению, а потому, вероятно, именно при их
посвящении и появляется впервые colée — удар, который надо в
таком случае сопоставить с римской формой освобождения per vindictam,
сохранявшейся до VIII в. (формула отпуска раба на волю в церкви
составлена по формуле освобождения per vindictam; в англо-норманнском
праве встречается освобождение в народном собрании графства, путём
вручения оружия).
В Германии древний обряд при посвящении в рыцари знает только опоясывание мечом при совершеннолетии (Schwertleite); существование «удара» (Ritterschlag) до XIV в. не доказано. Граф Вильгельм Голландский не был ещё посвящен в рыцари, когда в 1247 г. его избрали римским королём.
У Иоганна Беки (около 1350 г.)
сохранилось описание его посвящения в рыцари путём удара. Рыцарь должен
быть «m. i. l. e. s.», то есть magnanimus (великодушный), ingenuus
(свободорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus
(воинственный). Рыцарской присягой (votum professionis) требуется,
между прочим: ежедневно слушать обедню, подвергать жизнь опасности за
католическую веру, охранять церкви и духовенство от грабителей, охранять
вдов и сирот, избегать несправедливой среды и нечистого заработка, для
спасения невинного идти на поединок, посещать турниры только ради
воинских упражнений, почтительно служить императору в мирских делах, не
отчуждать имперских ленов, жить безупречно перед Господом и людьми.
Распространение в Германии colée(удара) могло быть в связи с
французским влиянием при Карле IV. Рыцарский удар теперь получал тот,
кто уже раньше владел оружием, тогда как в старые времена вручение
оружия при совершеннолетии и посвящение в рыцари всегда совпадали.
Простое вручение оружия осталось обязательным для каждого воина;
торжественное освящение меча, золотые шпоры и «удар» стали признаком
принятия воина в рыцарский орден. Молодой человек, получивший оружие,
становится оруженосцем (scutarius, Knappe, Knecht, armiger, écyyer).
Но так как рыцарство в социальном отношении замкнулось в высший слой
военной знати, то из «оруженосцев» попадают в рыцари только сыновья
рыцарей (chevalier, Ritter, knight); несвободные, повышаясь и
получая тяжёлое рыцарское вооружение, не называются теперь рыцарями, а
попадают в среду знати как низший её слой, под тем же именем
«оруженосцев», которое сыновья рыцарей (Edelknecht, armiger nobilis)
носят временно, перед посвящением в члены ордена. Рыцарство становится
не столько учреждением, сколько — по примеру Франции — идеалом для всего
военного сословия средних веков. Поэтому не в анналах, а в поэзии ярче
всего запечатлелись образы рыцарей.
Лишение Рыцарского Достоинства
Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура
лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся
передачей бывшего рыцаря в руки палача[2]. Церемония происходила на эшафоте,
на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с
изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных
молитв хором из дюжины священников. В ходе церемонии с рыцаря в полном
облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть
рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры,
являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства). После полного
разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части
личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король[2]) выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками. Бывшего рыцаря под по улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача,
если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее
услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло
ограничиться лишением рыцарского достоинства). После исполнения
приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain),
лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и
участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях,
под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».[2]
Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.
Рыцарские доблести
Рыцарские доблести —
- мужество (pronesse)
- верность(loyauté)
- щедрость (largesse)
- благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
- утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
- чувство чести (honneur)
- вольность (franchisse)
Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие,
защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться
и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти
чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро
и т. п.
Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры
поэтизируют переутончённое придворное рыцарство XIII в. Среди
всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при
дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам;
долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу
более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме
сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению
выше поклонника. Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Вооружение, тактика
В XI—XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только кольчугами, а легковооружённые всадники являлись в битву совершенно без металлических доспехов. В XIII в.,
по мере того как тяжеловооружённая конница запасается нагрудниками и
корсетами, у легковооружённых всадников появляются кольчуги.
Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ)
и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из
зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в
рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток
оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV в. среди
рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, то оруженосцы
стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти
по «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той же рыцарской единицы появилось название «gleve» (glaive).
Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин (cuneus).
Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и из
нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед
битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия
распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла.
В связи с военным бытом рыцарей во Франции зародились рыцарские турниры и уже оттуда проникли в Германию и Англию (couflictus gallici).
Замки
Памятниками средневекового рыцарства остаются замки XII—XIV
вв. С одичанием рыцарства такие замки превращались иногда в разбойничьи
гнезда, опорные пункты для систематического грабежа соседей и
проезжающих. Рудольфу Габсбургскому принадлежит честь уничтожения в
Германии большого числа разбойничьих гнезд таких рыцарей-грабителей. На
территории России сохранился единственный замок западноевропейского типа.
В XVIII—XIX веках интенсивное развитие такого культурного
направления, как романтизм, спровоцировало настоящую «культурную
экспансию» средневековья — в обществе резко возрос интерес как к
собственно средневековью, так и его к разнообразным культурным
проявлениям. Появился такой литературный жанр, как готический роман, и новое развитие получил исторический роман. Действие романтической прозы в этих жанрах часто разворачивается в эпоху средневековья и (или) происходит в замках.
Кроме того, романтизм и косвенно связанное с ним развитие мистицизма
(особенно в высшем свете) резко усилили уже имевшуюся в различных слоях
общества тенденцию населять замки разного рода призраками, духами и
прочими мистическими существами. Вскоре стиль готического романа начал
приобретать мистические черты, а по всей Европе прокатилась волна
сообщений о контактах с призраками замков.
Волна романтизма также породила возникновение ряда архитектурных стилей, подражающих средневековью, в частности, неоготики.
Этим стилям было присуще общее тяготение к стилизации здания под замок,
для чего широко использовались декоративные машикули и стены, высокие
узкие окна, ложные бойницы и т. д.
В конце XVIII — начале XIX веков, на волне романтизма, строительство
замков вновь несколько активизировалось. При этом новопостроенные замки
часто стилизировались под средневековые, однако не имели никакого
оборонительного значения — стены и башни этих замков, порой весьма
внушительные, служили лишь декоративным целям. Характерными примерами
подобного типа замков являются замки, построенные королём Людвигом II
Баварским в середине XIX века (в особенности — замок Нойшванштайн). статейка неокончена...
|